Детские страхи, или почему дети рассказывают страшные истории?

Суббота, 11 августа 2012 г.
Рубрика: Детское здоровье
Метки: |
Просмотров: 6413

детские страхи

Страшные истории, которые рассказывают дети, - не глупость, а необходимый этап психического развития. Около шесть лет, когда ребенок уже имеет четкие представления о времени и пространстве, на него сваливается самый жуткий страх - страх смерти.

Через какое-то время он трансформируется в более конкретный - страх потерять родителей.

Дети выдумывают «новые ужасы» по всему свету, но почему? Здесь тебе и кровожадная Слепая Дева из Испании, и японская Женщина Без Лица, которая находит свои жертвы прямо на улице, и еще много чего страшного. Но почему бы не вспомнить отечественную «классику жанра» - Черная Рука, Красное Пианино и, конечно же, старый добрый Гроб на Колечках? Изменяются поколения, а жуткие повествования продолжают пересказывать друг другу новые дети. Зачем это им?

детские страхи

Оказывается, эти страшные и, откровенно говоря, немного глуповатые истории выполняют очень важную психологическую функцию - они помогают ребенку избавиться от страха. А этих страхов - иррациональных, непонятных, мистических - маленький человек переживает, по­верьте, очень много. Но о всем по порядку.

Неописуемый ужас

Даже ребенок, который живет в укромном мире, с любящими родителями, бабушками и дедушкамы, где-то в три - пять лет начинает чувствовать страх. Пер­шей детский ужас - темнота (помните, как прятались под одеялом от мнимых призраков в темной комнате). Бок о бок с ним идут боязнь замкнутого пространства и одиночества. А где-то около шести лет, когда ребенок уже имеет достаточно четкие воображения о времени и пространстве, на него сваливается самый жуткий страх - страх смерти.

детские страхи

 Ребенок уже не только понимает, но и душой чувствует, что человеческая жизнь имеет начало и конец. Еще через какое-то время деперсонифицированный страх смерти трансформируется в более конкретный - страх потерять родителей.

Все мы, даже взрослые, знаем, как трудно бояться чего-то на едине и что намного легче чувствуешь, когда кому-то откроешь душу. Но нам, взрослым, сделать это более легко, потому что мы, во-первых, более уверенные в себе, а во-вторых, знаем больше слов. Представьте себя на месте маленького ребенка, который иногда даже не может подобрать правильные высказывания, чтобы рассказать о том, чего он боится.

детские страхи

И тогда дети начинают рассказывать друг другу «Страшилки» - жуткие, иррациональные истории о Черной Руке и Гробе на Колечках. Во-первых, через них ребенок может рассказать о своих страхах, а основное - разделить их с другими. Ведь разделенный с кем-то страх - почти побежден!

Конечно, «страшилка» рассказывает о детских ужасах языком аллегорий. Попробуем ее расшифровать!

Красное пятно

Честно говоря, я не первый раз обращаюсь к этой теме. Если желаете почитать труды серйозных исследователей детского фольклера, советую найти работы российских ученых - психолога Марии Осориной и филолога Маины Чередниковой, что начали исследовать «страшилки» еще в 70-х годах прошлого века и пришли к достаточно интересным выводам. За чудаковатыми образамы детских историй они отыскали реальные психологические проблемы и страхи.

детские страхи

Есть несколько любимых сюжетов. Первый, наиболее популярный, рассказывает о своеобразном портале в другую реальность, откуда в наш мир приходят силы зла:

«Переехала семья в новую квартиру, а на стене одной из комнат - Красное Пятно. Родители закрашивали его, но она все равно появлялась. Тогда на стену повесили одеяло. Следующей ночью исчез дедушка, потом бабушка. А в этой семье было двое детей - девочка и маленький мальчик. Третьей ночи он исчез. Тогда девочка решила не спать и посмотреть, что происходит. Ночью она увидела, как одеяло на стене поднялось и оттуда вылезла Черная Рука! Она попробовала схватить маму, но девочка подняла шум, а папа проснулся и вызывал милицию. Милиционеры отскребали пятно, а за ней были дверцы к кладовой, где прятались бандыты. Они еженощно переодевались Черной Рукой и крали людей».

детские страхи

Вспомните, как вы в детстве сводили «лачуги» из простыни, накрываясь ими, например обеденный стол. Дети любят играться в «домики», потому что дом для них - безопасное пространство. Но так бывает не всегда. Когда малыш остаеться на одиночестве, он видит дыры в «защитном контуре» дома. Все эти окна, двери, зеркала, а еще страшные шкафчики - кто знает, что прячется за их дверцами? Там - опасность!

Конечно, когда мама рядом, все эти «страшные места» - достаточно обычные. А когда она пошла куда-то? А может пошла навсегда?! Ой, ужас.

Именно поэтому действие большинства страшных историй происходит или ночью, когда взрослые спят, или тогда, когда мама с папой куда-то идут. Как вариант - умирают. Но это уже очень страшно.

Белая кукла

Зло имеет много путей. Оно может оказаться в доме, проникнув через зеркало, двери или окно. А еще его могут занести домой неосторожные взрослые. Принесет мама какую-то новую игрушку - а, может, именно в ней затаилась смертельная опасность?

«Одна девочка ушла с мамой в магазин и увидела там красивую куклу - в белом платьице, с синими-пресиними глазами. Маме кукла очень понравилась, и она подарила ее дочке. Ночью девочка, дремая, услышала странный стук: «тук-тук-тук», будто маленькие игрушечные ножки тупают. Утром проки­нулася - а мама мертва! Следующей ночью девочка легла в кровать, но не спала. Снова слышит: «тук-тук-тук». Видит, кукла слезает из полки - и к ней! Глаза светятся синим огнем, вроде бы фонарики! Девочка хотела крикнуть - но кукла уцепилась ей в шею и задушила».

Почему дети боятся новых вещей? Дело в том, что, во-первых, где-то до пяти лет ребенок считает, что все вещи - живые (это называется «детский нимизм»). Во-вторых, малыш еще не может четко отделять фантазию от реальности. Поэтому он в действительности существует в фантастическом мире среди живых вещей. И не удивительно, что некоторые из них (особенно новые!) могут казаться опасными.

Я всегда вспоминаю игрушечного медвежонка со своего детства. Отец привез его мне из командировки. Это была хорошая игрушка - если мишку наклонить, он рычал. И я в панике пряталась от него под кровать, и просила, чтобы родители куда-то спрятали страшное чудовище. Кажется, вскоре его подарили кому-то другому.

Относительно кукол - за опасностью они обгонят даже медведей. Ведь кукла, вообще, вещь особенная. Это копия человека, поэтому она всегда использовалась в магических практиках многих народов. Вспомните истории о восковых куклах, которым выкалывали сердце длинной розпеченной иглой!

Черное пианино

Еще один популярный сюжет страшных историй можно назвать тремя словами: «Запрет - нарушение - наказание». Мама запретила мальчику садиться в Красное Кресло. Он сел. Кресло задушило его. Мама запретила девочке играть на Черном Пианино. Девочка заиграла, ее услышал Гроб на Колесиках и приехал, чтобы забрать всю семью. Какую же психологическую почву имеют такие сюжеты?

Родители вообще для маленького ребенка - фигуры достаточно противоречивые. Невзирая на безграничную любовь к ним, малыш их боится. Точнее, боится нарушить родительские запреты, которые иногда кажутся непонятными. Зачем, например, надо мыть руки перед обедом, когда они и так чистые? Почему нельзя разговаривать с незнакомцами, ведь это так интересно?

И потом, когда ребенок взрослеет, он должна отвоевывать у родителей все больше и больше собственного жизненного пространства. Здесь не обойтись без нарушения родительских запретов. Ребенок чувствует внутренний конфликт между страхом перед нарушением правил и необходимостью сделать это. Еще один интересный момент - наиболее безжалостной фигурой некоторых «Страшилок» есть мама ребенка.

Синий ноготь

«Была себе семья - папа, мама, мальчик и девочка. Однажды мальчик прищемил палец дверью, и у него ноготь посинел. На следующий день девочка пошла в школу. Возвращается - брата нет негде, а мама жарит пирожки с мясом. Девочка взяла один, откусила, а там синий ноготь. Тогда она поняла, что мать братика убила и наделала с него пирожков»!

Откуда этот ужас? Успокойтесь, не от того, что дети считают родителей смертельными врагами. В действительности они боятся не родителей - они боятся потерять родительскую любовь. Мысли о том, что папа с мамой могут их покинуть или умереть, желание искоренить этот страх и порождают истории, главные герои которых - родители-монстры. И чаще всего это - мама, потому что она является более значимой фигурой для маленького ребенка. Ребенок зависит от матери больше, чем от отца, получает от нее больше нежности, а иногда и пощечин.

Серебряный кран

Исследователи детского фольклера выяснили, что «страшилки» начинают интересовать детей где-то в пять лет, «расцвет жанра» приходит в семь - десять лет. А после двенадцати дети обычно уже прекращают рассказывать эти глупости.

В том, как с возрастом меняются сюжеты «страшилок», тоже есть определенная закономерность. Дошкольники - ценители наиболее жутких историй, герои которых со стопроцентной вероятностью обречены на смерть. Иррациональное Зло победит. Не вы­живет никто.

Младшие школьники уже ищут врагов более обычных: в Черном Пианино прячутся реальные бандиты, а за Красным Пятном есть дверцы не в другое измерение, а в обычную кладовую, где живут разбойники. Есть здесь и какое-то подобие хеппиэнда: сообразительная девочка вызывает милиционеров, а те спасают часть семьи.

А вот после десяти лет приходит очередь качественно новых «Страшилок». Например, таких:

«Купила семья новую квартиру, провела ремонт. В ванной положили черную плитку. А бабушка говорит: «Только не покупайте серебряный кран»! Но отец не послушался и купил. Ночью просыпается и слышит с ванной: «кап-кап». Пошел он туда и не вернулся. Потом проснулась мама. Услышала «кап-кап», пошла в ванную комнату и тоже исчезла. Потом бабушка, дедушка. Последним проснулся маленький мальчик. Видит - дома никого нет, а из ванной комнаты несется: «кап-кап». Зашел он туда, а там! Вся семья собралась и кран чинит»!

Короче говоря, жуткая история превращается в анекдот. В это самое время (то есть, когда ребенок входит в подростковый возраст) вместо «страшилок» она начинает ценить другой жанр детского фольклора. Это так называемые «садистские стихи»: «Мальчик в поле нашел пулемет - и в селе уже никто не живет». Дурость? А вот и нет. Именно такая поэзия (вместе с ироничными «Страшилками») помогает окончательно избавиться от детских ужасов.

Поделитесь в соцсетях:

Комментариев: 1

  1. Наталия | 2013-07-06 в 13:54:00

    Спасибо ,прекрасная и полезная статья. Я много читала о страхах , но под таким углом зрения мне информация не встречалась. Я в очень взрослом состоянии обнаружила , что назвать страх и поделиться этим помогает в преодолении страха. И часто лень или нерешительность являются следствием внутреннего страха. И очень хорошо помню свои детские страхи и страшилки. Потом они "вошли в кровь " и остались навсегда. А если бы родители были более чуткими их могло бы быть меньше .

Оставьте комментарий!

Публикуются только комментарии по теме, после премодерации.

Имя и сайт используются только при регистрации

Что Вы думаете про современную медицину и состояние нашего здоровья? Нам интересно Ваше мнение.

(обязательно)